Все знают о базовых нормах морали, которые были сформулированы еще много веков назад: не лги, не укради, не убей, уважай труд, делай добро и так далее. И здесь речь идет не о йогах, а обо всех людях. Данные нормы адаптируют личность для жизни в социуме, с самого детства учат ребенка жить по совести.
Если рассматривать условия для эволюции личности, саморазвития с помощью инструментов йоги, то на определенном этапе человек сталкивается с рядом вопросов, касающихся норм проживания осознанной жизни. Практикующий постепенно приходит к тому, что повседневная жизнь должна гармонично сочетаться с практикой йоги, иначе никакого эффекта от практики накопить невозможно. Для того, чтобы чувствовать прогресс практики существуют два базовых условия: пять нравственных норм, который должен соблюдать йог, а также пять моральных качеств, которые должен развивать в себе йог. Данные условия сформулированы в великом произведении мудреца Патанджали «Йога-сутры», как восемь ступеней развития и совершенствования на пути йоги.
Уникальность описанных ступеней в том, что данные знания являются фундаментальными и остальная практика асан, пранаям и различных техник медитаций просто не имеет смысла.
Яма является первой основой нравственных норм и ограничений, которые являются обязательным условиям на пути духовного развития.
1. Ахимса – всеобъемлющее понятие ненасилия по отношению к миру, живым существам, по отношению к себе. Отказ от насилия является основой понимания, что человек не в праве решать каким живым существам жить, а каким умирать. Данный принцип тесно связан с кармой, т.е. последствиями совершенных поступков, поэтому насилие, убийство ведут к тяжелой карме. Последствием убийств является также питание убойной пищей, даже если напрямую человек не убивает животных для еды, то является соучастником и спонсором производителей животной пищи.
2. Сатья – отказ от лжи, в том числе от самообмана. Лживые слова и действия в последствии искажают реальность и приводят к тому, что человек постоянно прибывает в иллюзиях. К тому же, ложь надо придумать, сказать и, самое главное, постоянно помнить, что отнимает огромное количество жизненной энергии и сил. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» - урок, который каждый человек должен усвоить еще в детстве. Как бы ни было тяжело, правдивая информация самая правильная и самая нужная для человека в конкретный момент времени.
3. Астея – неворовство, отказ от обладания тем, что тебе не принадлежит. И здесь речь идет не только о вещах, но и о знаниях, любой другой информации. Любой продукт деятельности ума, материальные предметы, произведения искусства являются интеллектуальной собственностью автора, несут в себе его энергетику. Воровство крадет чужую энергию, человек потом ответит по карме рано или поздно.
4. Апариграха – ненакопительство. Перепотребление является настоящей проблемой двадцать первого века. Нам навязаны шаблоны поведения в рекламе, суть которой в том, чтобы внушить человеку, что, покупая товар, он покупает счастье, статус, комфорт, престиж. Но по факту, если разобраться для полноценной жизни человеку много не надо, базовые потребности достаточно легко закрыть в современном мире. Энергия утекает в обладание вещами, захламляется и загрязняется пространство нашего дома, копится негативная энергетика во всех вещах, которые надо где-то хранить.
5. Брахмачарья – сдержанность, умеренность в потакании своим страстям. Речь идет как о контроле сексуальных желаний, так и вкусовых предпочтений. Привязанность к постоянном удовлетворении своих сиюминутных желаний в особенной, вкусной и обильной еде, необходимость в постоянной близости с противоположным полом, постоянная скука и тяга к развлечениям, употреблению алкоголя говорят о том, что человек пытается найти в этом счастье и радость, но сознание находится на уровне нижних центров, именно туда уходит вся жизненная энергия так, что не остается сил и желания заниматься собой и саморазвитием.
Соблюдение описанных принципов ямы определенно точно закаляют характер человека, силу духа. Нравственные ограничения помогают избавиться от страстей и постоянных соблазнов, навязанных шаблонов поведения, которыми наполнен наш мир. Основной целью является осознанное ограничение для накопления, а не траты жизненной энергии, которая постоянно соотносится с законом кармы. Как следствие, человек приходит к пониманию к истинному источнику счастья и радости.
Нияма характеризуется нравственными качествами, который должен развивать в себе человек на пути духовного развития.
1. Шауча – чистота человека и окружающего его пространства на всех уровнях: физическом, энергетическом, духовном. Начиная от гигиены тела, уборки, заканчивая порядком в голове, образе мыслей.
2. Тапас – упорная тренировка и постоянная самодисциплина. Например, практика хатха-йоги, изучение священных писаний, соблюдение аскезы – все это про определенный вызов себе, преодоление своих ограничений, лени, зачем последует духовный рост.
3. Сантоша – удовлетворенность. Довольствоваться малым, ценить то, что уже имеешь. Этот пункт перекликается с ненакопительством, т.е. умеренным осознанным потреблением и окружением себя только самым необходимым без излишеств.
4. Свадхьяя – самообразование. Важен постоянный фильтр информационного потока, который постоянно нас окружает. Информация повсюду, увлекает наше внимание, энергия утекает не в то русло. Поэтому отслеживание той информации, которую человек в себя загружает невероятно важно в парадигме саморазвития. Адекватные проверенные временем знания меняют человека, расширяют кругозор, мотивации и цели в жизни.
5. Ишвара Пранихада – посвящение своих благих дел во благо. Развитие в себе культуры альтруизма по отношению к миру, искреннее желание помочь ближнему, сделать мир лучше с помощью благих дел, передачи истинных знаний. Соблюдение принципов ниямы направлены на развитие человека, духовному, раскрывают потенциал.
Соблюдение принципов ямы и ниямы приводит к пониманию как жить по совести, т.е. с чувством нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Когда человек на своем жизненном пути начинает задаваться вопросом как же правильно жить, чтобы постоянно чувствовать внутреннее спокойствие, чтобы иметь стабильную психику и ровное настроение, чтобы поступать правильно и иметь успех в любых делах, то описанные принципы в полной мере иллюстрируют осознанное проживание жизни. Как говорил йог Свами Раджараши Муни, яма и нияма не только являются моральными иди этическими принципами, но также обязательными качествами, которые ведут к хорошим поступкам и духовному росту. Они склоняют практика к ментальному равновесию и спокойствию.
Конечно, сложно быть идеальным человеком в современном мире, когда ведешь активную социальную жизнь, но стремление стать лучше, выйти с уровня существования на уровень проживания жизни реально. Нужно взять ответственность за свои мысли, слова и поступки, жить по совести и в ладу с природой. Относиться к другим так, как мы бы хотели, чтоб относились к нам. Духовный рост – это постоянная работа над собой.