8 принципов травмобезопасности в йоге

Для того, чтобы быть профессионалом, необходимо разбираться во многих нюансах своего дела и теоретических аспектах, и, безусловно, в практической их стороне. Для преподавателя йоги ответственность двойная ведь его миссия многозадачна и лежит в сферах морально-этического, культурного, идеологического, философского, исторического, физиологического, анатомического, диетического и многих других пластов жизни и развития человека. Но сегодня мы рассмотрим лишь малую, но не малозначительную, часть этих знаний, а именно травмобезопасность опорно-двигательного аппарата.
Что такое опорно-двигательный аппарат?

Для начала давайте разберемся – что такое опорно-двигательный аппарат. Советская энциклопедия дает нам следующее определение: «это единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека или животного в пространстве, а также – движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей и др.)».


Выделяют активную и пассивную части опорно-двигательного аппарата (ОДА). Пассивной ее частью принято считать сам скелет, а его активной частью – мышцы. Скелет – это самая прочная составляющая нашего тела, выполняющая функцию защиты внутренних органов от механических воздействий/повреждений и является своего рода каркасом жесткости. К костям скелета прикрепляются сухожилия и скелетные (поперечнополосатые) мышцы, активность которых осуществляется и контролируется центральной нервной системой. Мышцы составляют активную часть ОДА. Именно благодаря отлаженной деятельности мускулатуры скелета мы способны осуществлять весь спектр довольно многообразных движений, в том числе в йоге.


Важно помнить, что наш организм адаптивен и «любит» компенсировать слабые места внутри себя. Таким образом, если есть какие-либо дисфункции и/или повреждения в системе ОДА, то нарушается и статика, и динамика всего организма в целом, а зачастую это может так же сказываться на работе внутренних органов. Поэтому, пытаясь найти причину той или иной проблемы, важно понимать, каков ее источник. К примеру причина, закрепощения таза, не обязательно связана с суставами и связками таза. Его закрепощения могут быть вызваны воспалительными процессами, которые идут во внутренних органах малого таза.

8 принципов травмобезопасности

Вот мы и подошли к основным моментам, связанным с работой опорно-двигательного аппарата в преподавании йоги, и о которых непременно нужно помнить каждому, а преподавателю в первую очередь. Их я выделила для себя восемь, тесно связанных со здоровьем и безопасностью опорно-двигательного аппарата - поскольку рассматривать человека частями считаю нелогичным – это сложный и взаимосвязанный микрокосм.


Итак:


  1. Ахимса, или принцип «Не навреди!»

Важно помнить самому и донести до зала, что задача йога – найти пограничное состояние между комфортом и дискомфортом в асанах. Одинаково не должно быть перекоса ни в ту, ни в другую сторону. Дружественная атмосфера, где занимающиеся не будут стесняться сказать о своих опасениях, физическом некомфорте, страхах и трудностях, не боятся быть «хуже остальных» и признаться в этом, призывая к помощи – вот задача преподавателя. Установить именно такую атмосферу, быть чутким и терпеливым, снисходительным и сострадающим, примером и ободряющим проводником в этот глубинный мир йоги.


2.Разминка важна!


Не стоит ею пренебрегать, поскольку качественный прогрев мышц и суставов убережет занимающихся от травм, а преподавателя - от негативных последствий и ассоциаций у аудитории. Так же важно то, что во время качественной разминки наше тело, активизируясь, вырабатывает больше обычного синовиальной жидкости в качестве смазки для хрящевой части суставов, что благотворно для их подвижности и мягкости контакта между собой; усиливая кровоснабжение, мы улучшаем питание и общее состояние позвоночного столба,

мышц и сухожилий, которые в обычной жизни испытывают катастрофический «голод».


3.Дышим глубоко, осознанно и в места напряжения.


Дыхание помогает работе и гармонизации внутри практикующего в асане. Дыхание – своего рода лакмусовая бумажка состояния практикующего йогу – если оно стало сбивчивым, поверхностным, т.е. учащенным, и бесконтрольным – это первый сигнал нашего организма о помощи и способ привлечь внимание к себе. Осознанное, углубленное и размеренное дыхание, направленное в места наибольшего дискомфорта – лучший помощник в расслаблении, оздоровлении и углублении положения тела в асанах.


4.«Не похожий на тебя, не похожий на меня!»


Мы все разные, а потому и общая «картинка» асаны у каждого будет своя. Йога – не повод для соревнований в зале – важно донести это до практикующих, заранее убирая момент соревнований в группе, акцентируя внимание на том, что нет ни одного одинакового тела, каждый из нас уникален и прекрасен по-своему. В своем нетерпении и желании получить лучший и быстрый результат, во что бы то ни стало пройти в асане максимально глубоко – верный путь к травмам. Важно научиться самому и научить этому свою группу – быть в диалоге со своим телом, не насиловать его на коврике, вызывая после стойкое отторжение и неприятие, страх перед сложными асанами в

результате таких соревнований.


5.«Третий – лишний!»


Настрой и осознанность к своему телу – еще один аспект, который поможет снизить риск травмирования по неосторожности и ретивости

практикующего. Напоминать перед занятием оставить все дела за дверью зала, находится здесь и сейчас, а не «залипать» в прошлом и не «ускакивать» в будущее. Только я и мое тело – и третий тут – лишний!


6.Биомеханика (отстройка) асан


Для преподавателя крайне важно знать и понимать, какова биомеханика построения той или иной асаны. Что происходит в момент отстройки с мышцами, куда «уходит» или «не уходит» сустав, что происходит с дыханием, позвоночником, какие ощущения и где должны возникать. Так же важно знать вариативность исполнения каждой асаны – каким образом ее можно сделать более доступной для новичка или для человека, чье тело сегодня более скованно и глубокое выполнение асаны пока ему не доступно. В то же время – каким образом можно усложнить асану для тех, кому ее классический вариант дался сегодня легко – это поможет не потерять интерес и не «уплыть в свободное плавание» вслед за мозговым флудом.


Знать эффекты от воздействия той или иной асаны и ее противопоказания – это так же показатель профессионализма и качественности преподавания. Однозначными противопоказаниями будут: злокачественные опухоли и новообразования, инфекционные и воспалительные

заболевания, хронические заболевания в стадии обострения, недавно перенесенные операции и прием пищи (менее 2 часов назад), психические проблемы, повышенная температура, озноб.


7.Сбалансированность асан и построение по принципу от простого к сложному


Хоть Айенгар и считал, что, к примеру, Ширшасану, лучше выполнять в самом начале всего комплекса, пока ум максимально сконцентрирован и сил и энергии в теле достаточно много, но все же лучше начинать с более простых асан. Хотя, конечно, всегда есть место вариативности, если группа к этому готова. В любом случае важно помнить про баланс между силой и гибкостью, прогибами и наклонами, между нагрузкой на правую и левую стороны нашего тела.


8.Избегаем сжатия в суставах


Наши возможности в той или иной асане обусловлены, помимо прочего, анатомическим строением 8 основных суставов: локтевой, запястье – предплечье, колено, тазобедренный сустав, шейный отдел позвоночника, поясничный отдел позвоночника, плечевой пояс и голеностоп. Именно анатомическое строение в них определит как глубоко каждый из нас сможет продвинуться в определенных асанах. Сжатие костей – это когда суставные части упираются одна в другую, и тогда продвижение далее может вызвать травму (перелом, вывих и проч.). И важно понимать, что, в отличие от мышечных ограничений, суставные не носят характер временных – это в нас навсегда: скелет

не развить, он останется таким, какой есть. И тут крайне важно отличить ограниченность мышечной активности (что поддается проработке и углублению, растяжению), а что вызвано ограниченной подвижностью суставов (сжатие костей между собой развитию не подлежит).


Таким образом, ориентируясь на эти положения, мы сможем с большей вероятностью избежать травм и неприятных последствий у тех, кто доверился нам и позволил стать своим проводником в мир йоги. А если удастся донести до группы, что при занятиях йогой не менее важна регулярность – то наградой за труд практикующим станет значительное улучшение общего состояния и здоровья, а для преподавателя – продолжение установления на пути к служению обществу и пути к развитию и познанию себя и мира через себя.







Made on
Tilda