Древние цели йоги и пути их достижения
Студентка курса преподавателей йоги Антонова Виктория

Различные варианты перевода слова «йога» с санскрита – «связь, единение, упряжка, обуздание, союз, гармония» сами по себе говорят о глубине целей йоги. Уже только на основании этого можно сделать вывод, что йога не является просто комплексом упражнений для тела, как, к сожалению, многие склонны воспринимать её в современном мире.

Виды йоги

Йога – древнейшая система самопознания человека, эзотерическая практика, включающая в себя работу с разумом (чтение и изучение древних текстов об устройстве психики, тела и ума), методики работы с физическим телом (шаткармы и асаны), дыхательные техники (пранаямы) и медитативные практики. Главная цель йоги – воссоединение с Абсолютом, с Творцом, с Брахманом, освобождение от оков материального мира (Мокша), достижение состояния высшей мудрости и блаженства, которое не поддаётся словесному описанию и познание которого возможно лишь на опыте личного переживания.


Основные виды йоги, которые с разных сторон освещают и отражают главную цель йоги – достижение высшего состояния осознания:


  • Карма йога – метод самопознания через осуществление деятельности, связанной со служением людям и Высшему началу, предполагающий позитивную активность во внешнем мире;
  • Бхакти йога – практика самопознания, связанная с развитием любви и преданности с особым вниманием к чувственному восприятию и поклонению Божественному началу;
  • Раджа йога – метод самопознания, основанный на контроле разума и развитии волевых качеств, предполагающий ограниченность чувств и глубокую практику интроспекции;
  • Джняна йога – практика самопознания, которая основана на логике, размышлении, сравнении, познании, опирающаяся в большей степени на разум;
  • Хатха йога – метод самопознания, предполагающий контроль психофизических и умственных процессов, умение управлять умом и праной, уделяющий много внимания практикам работы с физическим телом.
Цели йоги согласно «Йога сутрам Патанджали»

Согласно восьмиступенчатой системе самосовершенствования, описанной в «Йога-сутрах Патанджали», предполагается последовательное прохождение практикующим определённых этапов воспитания собственного духа, первые два из которых связаны с соблюдением социальных и личных норм (Яма и Нияма), далее идёт Асана (для подготовки физического тела к дальнейшим ступеням), затем Пранаяма (дыхательные техники для очищения энергетических каналов, подъёма и накопления энергии), потом духовные практики: Пратьяхара (отвлечение органов чувств), Дхарана (концентрация внимания), Дхьяна (созерцание, концентрация, медитация) и Самадхи (полная интеграция с объектом медитации). Таким образом, йога уникальна тем, что сочетает философию и практику, включает в себя весь спектр жизни и бытия человека, единство физического, психического и духовного аспектов личности в их гармонии.


В первых трёх строках «Йога-сутр Патанджали» дано понимание истинной сути йоги как процесса преобразования сознания, когда «сознание прекращает свою деятельность» и «Зритель пребывает в своей собственной форме». Чтобы понять эту мысль, нужно иметь в виду различия в представлениях о сознании и его понимании в классической йоге Индии и западной науке и философии. Патанджали говорил о прекращении деятельности сознания личного Эго, порождающего карму и привязанность к колесу перерождений, иллюзию разделения и обособленности. Когда это происходит, «Зритель», то есть, Высшее духовное Я человека возвращается в своё истинное изначальное состояние знания сути вещей, освобождается от привязанностей, страданий и иллюзий воплощения, завершается карма материального бытия. Это и есть суть процесса обретения сверхсознания и абсолютного освобождения духа с точки зрения классической йоги.

Древние цели йоги

В. И. Эванс-Вентц, исследователь тибетской йоги и мистической философии, говорил о двух основных значениях йоги, связанных с двумя

разными корневыми основами слова: первое – «созерцать», «сосредотачиваться», «входить в транс»; второе – «соединять». Первое значение действительно присутствует в древних текстах классической философии йоги. Индийский философ Вьяса, комментатор «Йога сутр Патанджали» обращал внимание, что к йоге относится сосредоточение, «которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты, ослабляет путы кармы и ставит целью прекращение (развертывание сознания), оно и получает название йоги сознания…».


Эта йога дополняется «йогой бессознательного» («бессознательным сосредоточением»), которая возникает «при прекращении всякого функционирования» личного сознания. Получается, что йога является как бы инструментом, позволяющим управлять личным сознанием, останавливая его хаотичные движения, которые мешали духу человека достичь сферы Сверхсознания космоса. Техника йоги помогает психике человека обрести самодисциплину, нужную для освобождения духа.


Имея в виду второе значение термина «йога» (как «связь», «соединение»), Эванс-Вентц поясняет, что речь идёт о присоединении «непросветлённой человеческой натуры к Просветлённой Божественной натуре таким образом, чтобы позволять более высокой …вести и преобразовывать более низшую». То есть, предполагается наличие Космического (Сверхчеловеческого) сознания, а практика йоги – систематический труд, усилие воли, постоянное стремление, направленное на достижение совершенства духа и освобождения его от власти материи. Например, Ю.Н. Рерих, исследователь духовной культуры Тибета и Индии, говоря о цели йоги, писал, что это «освобождение духа из потока миропроявления (сансары) и пут Кармы, а важное условие и аспект этого процесса – духовное совершенствование.


Шри Ауробиндо, основатель системы интегральной йоги (XX век) назвал йогу «процессом концентрированной эволюции», точкой развития, «когда мы от бесчисленных витков естественной эволюции переходим к самостоятельной и контролируемой эволюции». На мой взгляд, термин «эволюция» действительно наиболее глубоко и точно отражает суть духовной практики йоги, цель которой состоит в выходе за границы обычного человеческого и движении к высшему трансперсональному состоянию сознания.


Индийский философ и йог Вивекананда считал, что практика йоги даёт человеку возможность управления и власть над субъективной психической реальностью и внешней физической природой, позволяет стать властелином всей вселенной, когда «законы природы» теряют влияние и подчиняются воле и сознанию человека. Йогическая практика, ведущая к духовной трансформации и обретению состояния сверхсознания, позволяет обрести «совершенные способности» (сиддхи) как своеобразный «побочный продукт» высокого уровня духовного развития.


Таким образом, йога, являясь процессом духовного роста, эволюции сознания человека до космического Сверхсознания, связи с Абсолютом, объединяет философию, этику и психофизические практики и методики, позволяет преодолеть зависимость от материальности, чувственных желаний и страстей, психических переживаний.


В древнем эпосе Махабхарата один из главных героев Арджуна спросил у Бога Кришны: «Есть ли признак, примета у тех, кто достиг Созерцанья и Света? Какие поступки, слова и дороги у мудрого, светлой достигшего йоги?». Ответствовал Кришна, мудрец благородный: «Когда человек, от желаний свободный, привержен лишь радости, в нём заключённой, – тогда он святой, от всего отрешённый. Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье, не ведает гнева и страха, и страсти, и не ненавидит, и не вожделеет, – тот к йоге всей сутью своей тяготеет».


Йоги - путь духовного самосовершенствования, идя по которому ты меняешь к лучшему и свою обычную жизнь, обретаешь здоровье, открываешь источник энергии, становишься более радостным, спокойным, удовлетворённым жизнью, осознанным и эффективным в помощи себе и людям. Обычный непробуждённый духовно человек живёт в неведении насчёт своей истинной природы, отождествляя себя лишь с физическим телом и ограничивая себя рамками материальных потребностей. Но, помимо удовольствий, тело доставляет человеку также и страдания и является их источником, тело может болеть и умирать. Йога же даёт понимание того, что человек – это бессмертное сознание, не ограниченное телом, не подверженное страданиям, болезни и смерти. По сути, йога даёт человеку свободу и бессмертие, возможность проживать более осознанную гармоничную жизнь здесь и сейчас и получить успешную реинкарнацию в будущих жизнях.