«Дух и материя» в философии йоги
Студентка курса преподавателей йоги Симошина Людмила
Современная философия Индии включает 9 основных систем (школ). Эти системы принципиально, в зависимости от признания или отрицания авторитета Вед, делятся на две группы:
1. Ортодоксальные (астика). Это системы, которые не противоречат ведам, признают их авторитет. К ним относятся миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья,
2. Неортодоксальные (настика). Это системы, отвергающие авторитет вед, противоречащие ведическим знаниям. К ним относятся чарвака-локаята, буддизм,джайнизм
Философия йоги в «Йога сутрах Патанджали»
Йога яввляется одной и 6 ортодоксальных философских школ в древней Индии, которые следуют традиции Вед, и одной из даршанов. Основные постулаты йоги, как одной из школ индийской философии, можно найти в основополагающем труде этой школы - «Йога сутрах Патанджали». К сожалению, до нашего времени дошло очень информации о личности автора «Йога-сутр». Но Патанджали почитают как великого учителя, йога и философ.а Разные источники датируют «Йога-сутры» временным промежутком от II в. до н.э. до II н.э. Достоверно известно, что Патанджали не автор философии йоги, он лишь систематизировал известные на тот момент тексты.

Первоисточником изложенной им йоги является древнейший памятник ведической литературы - Веды (примерно II тысячелетие до н.э.). В
ранних упанишадах (VI-III вв. до н.э.), являющихся комментариями к Ведам также присутствуют упоминания ооб основных элементах практики йоги (концентрации и созерцании), да и сам термин «йога». Не менее важное место в развитии философии йоги имеют такие древние эпосы как Рамаяна и Махабхарата (примерно I тысячелетие до н.э.). В Бхагавад-Гите (одна из глав Махабхараты)подробно описаны важные моменты практики йоги.

Во всех перечисленных древних источниках встречаются упоминания о йоге, однако отсутствуют необходимые для философии систематизация и классификация понятий. Патанджали - первый, кто обобщил, систематизировал и сжато сформулировал основные постулаты йоги. По прошествии почти двух тысяч лет «Йога-сутры» заслуженно считаются классическим текстом по йоге. Свод сутр Патанджали состоит из 195 кратких и емких афоризмов (сутр). Сутры, по сути, являлись для учеников своеобразными памятками для запоминания сложной и объемной информации. Без письменных или устных комментариев практиковать йогу только по этим сутрам не представляется возможным.

Существуют также другие авторитетные источники, содержащие в себе знания о классической йоге:

«Шива Самхита». Труд преимущественно посвящён йогическим практикам. «Хатха-йога Прадипика». Это также классический текст о йоге. Данный труд заключает в себе главные основы практических знаний для постижения йоги, состоит из шлоков (строф) с комментариями, представляющих собой беседу учителя с учеником.

«Гхеранда Самхита». Представляет собой сборник наставлений, изложенных в форме диалога между учителем и учеником.

«Горакша Самхита» («Заветы Горакши»). Данное произведение также является источником знаний по классической йоге.

«Хатха-йога Прадипика», «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита» освещают преимущественно физические практики йоги: асаны, шаткармы, пранаямы, мудры и бандхи (хатха-йога).

«Йога-сутры» Патанджали описывают работу с сознанием напрямую (раджа-йога). Патанджали характеризует йогу во второй сутре первой главы своей книги «Йога-сутры» словами «Йога читта вритти ниродха». Данное словосочетание можно перевести как «Йога остановка волнений ума», «Йога сдерживание колебаний ума», «Йога подавление колебаний сознания». Согласно теории йоги, «Я» это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификациями ума (Читты). «Читта» означает ум в общем или собирательном смысле и включает три категории: буддхи разум или рассудок, т.е. состояние принятия решения, устанавливающее различия между предметами; ахамкара эго, сознание, состояние утверждения «Я знаю»; манас —собственно ум, т.е. индивидуальный ум, обладающий способностями и возможностями внимания, выбора и отвержения; это колеблющаяся, нерешительная часть ума.

Слово «вритти» образовано от санскритского корня «врит» - поворачиваться, «вращаться», «катиться». Оно означает ход действия, поведение, способ существования, условие или ментальное состояние. Ниродха прекращение какой-либо деятельности ума. Йога это метод успокоения метущегося ума и направление энергии в конструктивные каналы. Ум, когда он под контролем, аккумулирует покой и рождает энергию для духовного роста человека.
Первопричина зарождения мира: пуруша и пракрити
Как философское учение йога во многом связана с учением санкхья, принимая её теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно рассматривать как практическое применение теории санкхьи в повседневной жизни. Йога разделяет теорию познания санкхьи, признавая три источника познания: восприятие чувственных впечатлений, вывод (умозаключение) и шрути (свидетельства священного писания). Йога признает и метафизику санкхьи с её двадцатью пятью началами основными элементами мироздания (таттва).

Однако философия санкхьи не имеет отношения к существованию Бога, в ней отсутствует понятие Бога. Философия санкхьи касается только возникновения Вселенной, порядка эволюции. Йога отличается от санкхьи тем, что признает Бога (Ишвару), который представляет из себя Пурушу, достигшего абсолютную независимость от Пракрити, и настолько вошёл в гармоничное состояние, что обладает всей полнотой знания, всей властью над собой и миром. В связи с вышеизложенным философию санкхьи часто называют «нир-Ишвара санкхья», что значит «санкхья без Бога». Но она очень тесно соединена с системой йоги, что последняя получила название «сешвара санкхья» или «санкхья с Богом».

Философия йоги выделяет 2 основополагающие две первопричины реальности, заключающие в себе всё бытие: Пурушу и Пракрити. Пуруша - духовная субстанция, Пракрити - материальная субстанция.

Пракрити (первичную материю) можно соотнести с понятием «материя», но, если сказать более точно, это материальная сила, порождающая весь материальный мир в его многообразии. Пракрити не имеет причины, источника происхождения, но сама она является источником всего, кроме Пуруши. Пракрити олицетворяет собой всё материальное, что нас окружает в мире, всё, что можно видеть, слышать, осязать, чувствовать. Пракрити - это все что мы можем воспринимать органами чувств, начиная от атомов, заканчивая планетами и галактиками. Пракрити - это вся Вселенная, все физические и энергетические поля.

Пуруша обладает тремя свойствами. Первое свойство - способность к познанию. Второе - жизнь, или прана; оно преобразуется в деятельность. Третье свойство это неизменность, основа вечности; из него вытекает воля. Тот факт, что Пуруша обладает свойством неизменности, говорит о том, что он вечен, ибо отсутствие перемен есть признак вечности. Таким образом, Пуруша вечен, никогда не
меняется, пассивен. Именно он обладает сознанием, составляющим его сущность, в отличии от материи, которая бессознательна.

Пуруша в философии йоги не есть Бог в привычном человека понимании. Бог или "Ивара" является проявлением Пуруши, но он не творит мир (Вселенную) и не управляет им. Вместе с тем Ишвара наделён важным качеством - соединять Пурушу и Пракрити.

Согласно философии йоги конечная реальность проявляется в двух ипостасях: как Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой первичную субстанцию мироздания и является бессознательным источником существующего мира. Она независима, активна и состоит из трёх гун (качеств): саттва (реальность, озарение) является основой разума, радость и удовольствие; раджас (страсть) является основой энергии, отвечает за движение, активность, возбуждение, страдание; тамас (негативная сила, порождающая невежество) является основой инерции, характеризуется пассивностью и безразличием. Пока духовное начало не влияет на материю, все 3 гуны Пракрити (материи) находятся в равновесии и неподвижности. Материя существует в непроявленном состоянии, называется «джада», то есть «не сознающая», «мёртвая».

При приближении к материи Пуруши всё меняется, в материи происходит перемена. Материя оживает. Под влиянием Пуруши происходит изменение в равновесии трёх гун. Они начинают взаимодействовать, создавая множество комбинаций, формируя мир различных объектов.

Первый продукт взаимодействия гун - Махат, «Великое единство», «Буддхи». Это тонкая субстанция, основа будущей Вселенной. В человеке это субстанция умственных процессов, интеллект, признающий различие объекта и субъекта. Из Махата возникает второй продукт эволюции аханкара (делающее «Я»), или принцип индивидуальности. Далее выделяются пять органов восприятия, пять органов действия. Манас (ум как орган познания и действия) соприкасается с чувствами, преобразует неопределённое чувственное восприятие в определённое. Появляются 5 тонких элементов (танматр) тонкие свойства грубых элементов (поля чувств). Из танматр возникают 5 первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля.

Непрерывное взаимодействие гун обуславливает постоянный процесс изменений в материальном мире. Эти постоянные видоизменения дают нам ощущение времени. Важным моментом в философии классической йоги является нереальность времени. Время как таковое не существует, есть лишь момент изменения - сейчас. Изменения могут происходить только в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира существует категория "пространства".

В отличии от Пракрити, Пуруша является неизменным, существует вне времени и пространства. Его сравнивают со зрителем, который наблюдает за разворачивающейся перед ним картиной изменения материи.
Человек как соединение Пуруши и Пракрити
Философия йоги также содержит знания о человеке. Человека рассматривают как микрокосмос, который идентичен внешнему макрокосмосу. Поэтому человек тоже является результатом соединения Пуруши (Духа) с Пракрити (Материей).

В результате взаимодействия и дифференциации гун Пракрити под воздействием Пуруша образуется всеобщий Буддхи (Махат). В нём на следующем этапе формируется индивидуальное Буддхи. Буддхи - основа психики человека, субстанция умственных процессов, интеллекта. В последующем формируются 5 органов чувств (текстильное восприятие, слух, осязание, зрение, вкус, обоняние); пять органов действия (руки, ноги, язык, анус, половой орган); орган восприятия и анализа сигналов от органов чувств (ум или манас). Таким образом всё, что человек обычно отождествляет как самого себя (интеллект, физическое тело, память, эмоции, чувства, мыслеобразы и т.п.) находится в его Буддхи.

Духовная часть человека( Пуруша в нем) - человека это чистое сознание, его Дух, его истинное «Я». Истинное «Я» обладает свойствами Пуруши - оно вечно и неизменно. Истинное «Я» обладает сознанием и управляет всеми процессами материальной части человека (Пракрити в нем). Взаимодействие Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми, один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Выйти из леса они смогут, только объединившись.

Центральным учением йоги о смысле существования человека является понятие «освобождения» . Это особое духовное состояние, в котором достигается независимость от материального мира и осознание высшего «Я». Процесс освобождения заключается в разделении в человеке Духа (Пуруша) и материи (Пракрити). Высшее «Я» представляет собой чистое сознание. Как правило человек не знает своего истинного «Я» и воспринимает себя как материальное тело. По незнанию человек отождествляет себя с индивидуальным буддхи, со своими действиями и своей психической деятельностью: «Я иду», «Я думаю», «Я чувствую».

Способность ума осознавать себя является иллюзией, так как истинным сознанием обладает только Пуруша. Человек, отождествляется со своей психикой, привязывается к её проявлениям и к объектам окружающего мира. Эта привязанность является источником человеческих страданий. Привязанности человека рождают желания, ожидания по отношению к окружающему миру и к самому себе. Но эта привязанность будет разрушена и принесет страдания. Ведь мир постоянно изменяется: люди рождаются и умирают, здоровье сменяется болезнью, на смену положительным эмоциям приходят негативные, процесс получения удовольствия всегда завершается. Человек же хочет постоянно получать удовольствие, испытывать чувство удовлетворения, однако это не представляется возможным. И чем большее
удовольствие человек получает от чего-либо, тем сильнее будет его разочарование в последующем.

Устремлённость человека ко всему материальному обусловливает существование кармы. Карма это закон причинно-следственной связи. Закон кармы заключается в том, что человек из-за своей привязанности к той или иной форме Пракрити формирует своё будущее. Устремления человека к материальному: действия, чувства, мысли, оставляют в его индивидуальном буддхи отпечатки (васаны). После физической смерти духовная сущность человека возрождается в новом теле (реинкарнация), отпечатки при этом остаются и определяют его будущую жизнь. Пока человек сохраняет привязанность к проявлениям Пракрити, в его индивидуальном буддхи существуют и появляются новые отпечатки, что обуславливает его следующие рождения. Так человек находится в непрерывной череде рождений и смертей (в Сансере), вечно страдая в мире Пракрити.

С точки зрения философии йоги освобождение от страданий возможно, и стремление к нему является наивысшей целью существования. В системе санкхьи большое внимание как средству достижения освобождения уделяется познанию «Я». В учении йоги считается, что одного знания недостаточно, и необходимо выполнять определенные упражнения, освобождающие «Я» от оков тела и телесных чувств. Йога является практической системой самопознания. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно начинает осознавать своё истинное «Я», постигая его отличие от физического мира, включающего тело, ум (манас) и чувства. В реализации этих процессов происходит успокоение «читты», «Я» приобретает опыт и самосознание.

Это «Я» находится вне физической реальности с её пространственно-временным и причинно-следственным устройством, вне страданий и боли, смерти и разрушения. При этом карма больше не создается, Дух существует обособленно от Материи, человек выходит из круга Сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своем теле, но прибывая в непрекращающемся осознавании себя как вечного и неизменного Духа.
Made on
Tilda