Путь преподавателя йоги как служение обществу
Студентка курса преподавателей йоги Жлудова Екатерина
Путь преподавателя йоги может быть рассмотрен в разном контексте. И каждый человек, который на этот путь встает, может по-разному для себя определять зачем идти в эту сферу. Кому-то интересна модная профессия и известность, кому-то хочется проделывать разные впечатляющие «трюки» с помощью асан, кому-то интерес в зарабатывании денег, но есть цели гораздо выше приземленных понятий как «деньги» и «слава».
Преподавание йоги в контексте «служения обществу», на мой взгляд, довольно непопулярная концепция, которая переворачивает представление об истинных целях преподавателя. Что такое служение обществу? Каким образом оно проявляется? Как я могу повлиять на общество своими робкими попытками изменить жизнь ограниченной группы людей? Эти и другие вопросы могут возникнуть не только у начинающего преподавателя, но и гораздо опытного практика.
Личный опыт
Мой личный опыт в качестве преподавателя начался несколько раньше, чем я прошла первое обучение. Я училась в процессе проведения занятий, каждый раз я тщательно готовилась, писала заранее последовательность, было страшно и очень волнительно. Ко мне приходила заниматься группа людей, которые были знакомы с йогой как с определенной гимнастикой, после которой тело чувствует себя очень хорошо - восприятие на уровне лечебной физкультуры с элементами йоги. Поэтому каждая моя тренировка была наполнена очень подробным объяснением каждой асаны, тщательной разминкой, моя основная цель была – не навредить физически людям. Познания в части духовного аспекта и каких-то целей практики йоги тоже были довольно ограничены, но неутомимая страсть и желание разобраться с темой поглубже дали свои плоды. Очень удачно дано базовое определение йоги Б.К.С. Айенгаром: «Система йоги предназначена для того, чтобы поддерживать здоровье тела, контролировать ум и обрести мир души». На мой взгляд, такое объяснение доступно для понимания каждому человеку и может стать основой для понимания более духовных целей.
Со временем наши тренировки изменились, развивая себя, мне было интересно развивать и группу, делиться информацией, которую я сама узнала. Наши встречи стали более атмосферными, наполнились пением мантр, практикой пранаямы и медитации. Тренировки постепенно превращались в практики. Мое понимание целей йоги расширялось вместе с группой, и мы вышли на уровень когда стало ясно, что йога не только про тело. По крайней мере, именно эту мысль я пытаюсь донести на каждой практике. Даже те люди, которым не близок духовный путь, так или иначе видят особый эффект после практики йоги: чувство гармонии и покоя, необъяснимая радость и спокойствие ума, а на уровне физических ощущений - размятое, легкое тело. Процесс совместного развития с группой каждый раз дарит настоящую радость, затем и отношения с практикующими становятся более доверительными и происходит положительный взаимовыгодный обмен энергиями.

Из вышесказанного вытекает первая цель преподавателя йоги – самому разобраться что такое йога, какие эффекты она дает на физическом и энергетическом уровне. Существуют различные первоисточники и труды различных авторов, которые помогают прояснить цели йоги. На первых порах мне помогла книга Б.К.С. Айенгара «Йога дипика: прояснение йоги» - разъяснение духовного аспекта в первой части и удобное сочетание со справочником асан во второй. Однако ключевую роль играет регулярная личная практика преподавателя, личные стремления к познанию, изучение литературы, общение с наставниками и более опытными коллегами, ретриты и випассаны.

Группа практикующих формируется не случайно, есть мнение, что люди связаны с преподавателем кармически. Поэтому у каждого преподавателя формируется своя аудитория, с которой наладить контакт и выстроить отношения таким образом, чтобы люди тянулись и доверяли – вполне реальная задача с помощью личного примера, который является второй целью преподавателя. Восьмеричная система ступеней йоги, описанная Патанджали, замечательно иллюстрирует средства духовного поиска, которые должен использовать йог. Если буквально – это определенный образ жизни, определенный тип мышления, который меняет человека. Поэтому преподаватель должен культивировать здоровый образ жизни во всех смыслах и стать достойным примером для подражания.

Важно понимать, что умы людей должны быть готовы к восприятию информации о гораздо более глобальных целях практики. Вряд ли, новичок готов слушать про ямы и ниямы, аскезы, шаткармы и отказ от мяса ради высшей туманной цели поднятия энергии или единства с Творцом. Такой напор информации с первых занятий может быстро отпугнуть неподготовленный ум. Поэтому третья цель преподавателя – подготовить беспокойные умы практикующих. Безусловно, регулярная практика асан, пранаям, практика концентрации, слушание и воспевание мантр - надежные инструменты. Как писал гуру Парамаханса Йогананда: «Йога - это метод сдерживания природного буйства мыслей, препятствующих проблеску подлинной духовной сущности у всех людей всех стран без различия. До тех пор пока существует человек с его беспокойными мыслями и умом, потребность в йоге или контроле будет неизбежной».

Регулярный практикующий рано или поздно столкнется с пониманием, что йога так или иначе связана с духовным развитием, осознает, что его практики влияют на тело, ум и жизнь в целом. Кто-то останется на уровне практики асан, а кто-то пойдет дальше по ступеням к высшей цели йоги – состоянию тотальной осознанности, сверхсознания. Важная роль преподавателя в этом вопросе – стать опорой и поддержкой, наставником. На мой взгляд это и есть высшая цель преподавателя. Развить себя, стать примером, вдохновлять, и, как следствие, помочь на этом нелегком пути эволюции другим людям.


Заключение
Подводя итог моим размышлениям, кратко подытожу четыре цели преподавателя йоги:
1. разобраться что такое йога, внедрение регулярной личной практики;
2. стать примером для своих практикующих;
3. подготовить умы практикующих;
4. стать наставником, помочь практикующим на пути эволюции.

Результатом станет изменение жизни людей, их сознания и энергии. Определенным критерием успеха может стать то состояние практикующего, с которым он уходит с практики, качество той энергии, которую он потом несет домой, в семью, как меняются отношения внутри семьи, и затем как по цепочке, людей вокруг. Опыт одного человека способен распространиться большим эхом. Глобально – чем больше практикующих, тем лучше. И каждый преподаватель фактически меняет мир, способен осознать ту ответственность перед обществом, которую он себя взял. Кому-то покажется, что всего лишь гимнастикой позанимались, а по факту сделали мир чуть-чуть лучше.

Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.