Мой личный опыт в качестве преподавателя начался несколько раньше, чем я прошла первое обучение. Я училась в процессе проведения занятий, каждый раз я тщательно готовилась, писала заранее последовательность, было страшно и очень волнительно. Ко мне приходила заниматься группа людей, которые были знакомы с йогой как с определенной гимнастикой, после которой тело чувствует себя очень хорошо - восприятие на уровне лечебной физкультуры с элементами йоги. Поэтому каждая моя тренировка была наполнена очень подробным объяснением каждой асаны, тщательной разминкой, моя основная цель была – не навредить физически людям. Познания в части духовного аспекта и каких-то целей практики йоги тоже были довольно ограничены, но неутомимая страсть и желание разобраться с темой поглубже дали свои плоды. Очень удачно дано базовое определение йоги Б.К.С. Айенгаром: «Система йоги предназначена для того, чтобы поддерживать здоровье тела, контролировать ум и обрести мир души». На мой взгляд, такое объяснение доступно для понимания каждому человеку и может стать основой для понимания более духовных целей.
Со временем наши тренировки изменились, развивая себя, мне было интересно развивать и группу, делиться информацией, которую я сама узнала. Наши встречи стали более атмосферными, наполнились пением мантр, практикой пранаямы и медитации. Тренировки постепенно превращались в практики. Мое понимание целей йоги расширялось вместе с группой, и мы вышли на уровень когда стало ясно, что йога не только про тело. По крайней мере, именно эту мысль я пытаюсь донести на каждой практике. Даже те люди, которым не близок духовный путь, так или иначе видят особый эффект после практики йоги: чувство гармонии и покоя, необъяснимая радость и спокойствие ума, а на уровне физических ощущений - размятое, легкое тело. Процесс совместного развития с группой каждый раз дарит настоящую радость, затем и отношения с практикующими становятся более доверительными и происходит положительный взаимовыгодный обмен энергиями.
Из вышесказанного вытекает первая цель преподавателя йоги – самому разобраться что такое йога, какие эффекты она дает на физическом и энергетическом уровне. Существуют различные первоисточники и труды различных авторов, которые помогают прояснить цели йоги. На первых порах мне помогла книга Б.К.С. Айенгара «Йога дипика: прояснение йоги» - разъяснение духовного аспекта в первой части и удобное сочетание со справочником асан во второй. Однако ключевую роль играет регулярная личная практика преподавателя, личные стремления к познанию, изучение литературы, общение с наставниками и более опытными коллегами, ретриты и випассаны.
Группа практикующих формируется не случайно, есть мнение, что люди связаны с преподавателем кармически. Поэтому у каждого преподавателя формируется своя аудитория, с которой наладить контакт и выстроить отношения таким образом, чтобы люди тянулись и доверяли – вполне реальная задача с помощью личного примера, который является второй целью преподавателя. Восьмеричная система ступеней йоги, описанная Патанджали, замечательно иллюстрирует средства духовного поиска, которые должен использовать йог. Если буквально – это определенный образ жизни, определенный тип мышления, который меняет человека. Поэтому преподаватель должен культивировать здоровый образ жизни во всех смыслах и стать достойным примером для подражания.
Важно понимать, что умы людей должны быть готовы к восприятию информации о гораздо более глобальных целях практики. Вряд ли, новичок готов слушать про ямы и ниямы, аскезы, шаткармы и отказ от мяса ради высшей туманной цели поднятия энергии или единства с Творцом. Такой напор информации с первых занятий может быстро отпугнуть неподготовленный ум. Поэтому третья цель преподавателя – подготовить беспокойные умы практикующих. Безусловно, регулярная практика асан, пранаям, практика концентрации, слушание и воспевание мантр - надежные инструменты. Как писал гуру Парамаханса Йогананда: «Йога - это метод сдерживания природного буйства мыслей, препятствующих проблеску подлинной духовной сущности у всех людей всех стран без различия. До тех пор пока существует человек с его беспокойными мыслями и умом, потребность в йоге или контроле будет неизбежной».
Регулярный практикующий рано или поздно столкнется с пониманием, что йога так или иначе связана с духовным развитием, осознает, что его практики влияют на тело, ум и жизнь в целом. Кто-то останется на уровне практики асан, а кто-то пойдет дальше по ступеням к высшей цели йоги – состоянию тотальной осознанности, сверхсознания. Важная роль преподавателя в этом вопросе – стать опорой и поддержкой, наставником. На мой взгляд это и есть высшая цель преподавателя. Развить себя, стать примером, вдохновлять, и, как следствие, помочь на этом нелегком пути эволюции другим людям.