Яма и нияма или что значит жить по совести?
Студентка курса преподавателей йоги Аликина Олеся

В этом эссе нам предстоит разобраться в понятиях о Яме, Нияме и понять, что такое Совесть и как нам жить, исходя из ее «требований» и как вообще они связаны между собой, эти понятия.

Что такое совесть?

Итак, что же такое Совесть и как это – «жить по совести». Я помню лозунг времен Советского союза над аппаратом в общественном транспорте, куда надо было закинуть 5 копеек и открутить себе билетик на проезд – в нем не было механизма, регулирующего соотношение брошенной суммы и открученных билетиков. Но лозунг сверху гласил: «Совесть – лучший контролер». И да, было совестно открутить лишний билетик, или открутить его, не бросив денег. Так что же это за контролер внутри нас? Откуда он берется? Какой у него график работы и каково с ним жить?


Мне кажется, что большая часть сводов Совести у нас изначально где-то встроено в ДНК. Доводилось ли вам у хулигана спрашивать что-то вроде «И не совестно тебе?»? В большинстве случаев, пойманный «с поличным», стыдится не содеянного, а того, что тайное стало явным. Ему не стыдно, он сожалеет, что пойман, и в следующий раз приложит больше усилий, чтобы не

попасться, не «проявиться». Совесть, это как некий шаблон внутри нас, под который мы примеряем свои поступки на норму. Если совершённый или планируемый поступок укладывается в наши личные (!) «нормативы» - можно смело действовать, решаем мы. Проблема будет лишь в одном – наш мозг ОЧЕНЬ любит себя оправдывать и искать весьма убедительные доводы, причины. И тут может происходить страшное - люди вырезают у любимых (?) питомцев голосовые связки («Ну он же так громко гавкает!»), вырезают когти у домашних кошек («Она же будет портить мебель!»). Мать оставит в роддоме ребенка, оправдываясь отсутствием денег, мужа или чего-то еще …. Список, к сожалению, бесконечен и может не ограничиваться ни разной степени воровством, ни ложью, ни клеветой, ни всевозможными злоупотреблениями, отсутствием ответственности, ленью ни даже убийством другого существа... Про таких людей говорят, что у них

«совесть спит». То есть мы подозреваем, что она есть у всех, но у некоторых – в аморфном состоянии. Почему? – задаюсь я периодически вопросом. Единственный ответ, который я нашла – жить по совести всегда непросто. Это практически всегда выбор более сложного пути, но это выбор Человека. Ведь Совесть «не живет» сама по себе – у нее в тандеме, как почва для роста, всегда идут осознанность, умение поставить себя на место другого, это всегда сопровождается чувством ответственности и понимания причинно-следственных связей любых поступков, понимание природы взаимодействия всего живого на планете, понимания конов и за-конов Жизни. Чтобы жить по Совести надо прикладывать усилия. В том числе – к своему саморазвитию, самоконтролю. Надо уметь себе иногда хотя бы в чем-то отказать, надо иметь смелость черное называть черным, и не позволять вводить в себя в заблуждение. Но даже донести мусор до мусорного бака для многих оказывается непосильной задачей в наши дни – ведь бросить его в кусты у подъезда – проще и быстрее, тем более, что «я тороплюсь» и «я же плачу за уборку придомовой территории – вот и пусть отрабатывают»…


Как известно, одним из регуляторов работы «можно-нельзя» в истории человечества выступала религия и/или политический строй. У каждой религии и партии - свои заветы, свои системы ценностей, наказаний и поощрений. Но опять же – сегодня, глядя на призывающих к войне священнослужителей, или имамов, объявляющих, что «убийство неверных – прямая дорога в рай», я понимаю, что человеческий фактор привнесен даже туда. Увы. Интерпретации – крайне скользкая стезя, особенно дл человека, потерявшего свою осознанность, способность ясно и непредвзято видеть и находить Истину, суть. Поэтому надежнее пробовать взращивать в людях ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, а не животное начало, тренируя его «плюшками» и папскими буллами, или, напротив, преданием анафеме.

Яма и нияма в йоге

Как это соотносится с понятием Ямы и Ниямы? Напрямую! Эти два понятия – одни из основополагающих систем в огромной и ёмкой философии аштанга - йоги, или, проще говоря, классической йоги. Предлагаю остановиться на них чуть подробнее, чтобы понять

эту связь.


Итак, Яма – это своего рода свод законов, моральных принципов, на которые человек

ориентируется при взаимодействии с внешним миром, с окружением. Нияма – такой же свод, но

направлен он на взаимодействие человека со своим внутренним миром, с собой.

Яма включает в себя 5 основных элементов:


  1. Ахимса, или непричинение зла другим, ненасилие. «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе». Все просто, правда? Важно понимать для себя, чтО есть насилие над другим – ведь это не только агрессивный физический акт, можно причинять зло и ранить другого без прикосновений – поступком своим или словом, а так же руками других людей, побуждая их действовать от твоего имени. Часто ли вам приходится после эмоциональной ссоры сожалеть о сказанном в адрес другого человека? «Напрасные слова», отчет которым мы, в силу эмоционального всплеска и затмения разума не в силах контролировать, не понимая как в этот момент чувствует себя тот, другой участник. Или вот еще пример: раньше, я довольно часто ловила себя на мысли, готовя еду из мясных продуктов, что вот сейчас передо мной кусок плоти, который еще недавно имел глаза, шерстку, свои желания, бегал, жил, хотел на волю, хотел ласки…а сегодня он лежит у меня на столе, готовый стать ужином. Это неприятное осознание привело к отказу от мясной пищи – я больше не хочу участвовать в массовых убийствах, даже если они происходят не моими руками, но их причина – я в прошлом. Одно из худших проявлений насилия для меня – по отношению к тому, кто заранее слабее, чем ты. Если ты такой отважный воин – ищи себе равного соперника, но даже у такого боя важно сохранять не только чувство собственного достоинства, но и глубоко уважать оппонента.
  2. Сатья, или правдивость. Меня в свое время учили, что у человека неспроста два глаза, два уха, и только один рот: больше смотри, больше слушай, и меньше говори. А я добавлю – говоря, соотноси слова с разумом, не позволяй затуманить свой ум полумерами и кривдой, умей отличить добро от маскирующегося под добро зла, не позволяй эмоциям брать над тобой верх. Будь бдителен в словах своих, ведь слово – это вибрация, которая, как доказано наукой, имеет свое, вполне конкретное, действие на самого говорящего, на пространство вокруг него, а значит – и на Вселенную, где мы живем.
  3. Астея, или неприсвоение чужого, неворовство. Одно из лучших помощников для осознанного человека – благодарность. Как в книге у Николая Козлова: «Как-то я сильно загрустил, что у меня нет новых ботинок. Пока не вышел на улицу и не увидел человека без ног». Человек слишком привыкает иметь то, что ему кажется естественным – ноги, руки, глаза, квартира - пусть даже съемная, еда – даже если это не изысканные деликатесы, вода, одежда, возможность принять душ и почитать книгу, посмотреть кино в тепле и сухости уснуть, закрыв надежно дверь, прошвырнуться по магазину и сходить в кино… В какой-то момент нам может показаться, что у соседа в огороде яблоки слаще, а потерянный кем-то кошелек – не наша проблема, а наша удача. Алчность, стяжательство и ненасытность, неуёмность аппетита и неблагодарность за то, чем ты уже обладаешь – действительно бич современного общества потребителей. Увы.
  4. Брахмачарья, дословно переводится как «ученик брахмана» (один из вариантов), это самодисциплина, самоконтроль, воздержание от любых излишеств. Это путь Ученика Высших сил, ученика Божественного начала. На нем не может иметь место личный эгоизм и потакательство своим желаниям, для него уступать своим мелким удовольствиям – теряет вкус и всякий смысл. Это слишком мелко. И даже, если вы не собираетесь монашествовать и жизнь ваша социальна – мы все должны стремиться стать брахмачарием внутри себя. Это путь человека, полного стремлений и желанием изменить мир к лучшему через изменение и рост себя. Путь человека, который горит стремлением обуздать свою тень и он не видит других преград, кроме самого себя. Если можно иметь внутри себя божественное, как можно согласиться на меньшее?
  5. Апариграха, или нежадность, ненакопительство и неприятие излишеств. «Мы голыми приходим в этот мир, голыми и уйдем». Не нужно привязываться к вещам, желать их в изобилии – стоит присмотреться вокруг и понять, что для счастья и гармонии у человека есть все. И оно не всегда продается в магазине, зачастую оно внутри нас, как и красота в глазах смотрящего.

Нияма так же имеет составные части, их тоже пять:

  1. Шауча, или чистота и ясность. Важно держать в чистоте не только свое тело, но и свои слова, мысли и ум вцелом, другими словами – чистота внутри и снаружи. Наше тело дается нам в этой жизни одно, и именно оно помогает нам каждый день расти и совершенствоваться – оно непременно заслуживает достойного отношения к себе. А мысли и слова – это отражение происходящего внутри нас – там тоже необходимо производить генеральные уборки и избавляться от всего лишнего!
  2. Сантоша, или удовлетворенность тем, что имеешь, скромность. Это то самое счастье и свет, которые живут внутри нас, и независимо от того, что происходит вокруг. Это принятие всего сущего таким, какое оно есть, без желания и стремления его изменить и «сделать лучше». Это то, что поможет отличить истинные ценности, неподвластные времени и моде, от призрачных, неустойчивых форм, навязанных часто рекламой и общей мерой бытия. Познавший эту Нияму, автоматически избавит себя от многих своих внутренних «врагов» - жадности, стяжательства, желания «улучшить» другого, взять то, что не принадлежит ему, обидеть кого бы то ни было, от накопительства и разного рода излишеств и т.д.
  3. Тапас, или аскетизм, развитие самоконтроля и самодисциплины, обуздание чувств, эмоций и ума. Медитация – отличный инструмент на этом пути! К слову сказать, это эссе – моя вторая вариация на тему – первую, самым невероятным и мифическим образом стер мой пёс – от трудов остались ровно три буквы! И это было крайне символично – ведь тема самоконтроля, принятия и благодарности всему вокруг дала мне возможность соответствовать написанному еще на йоту. Я действительно благодарна ему за этот «акт несанкционированного хакерства» - на мой взгляд, второй раз работа получилась намного лучше, чем это было написано в первый раз. И надо было видеть его морду, когда обнаружив «пропажу» текста, я сказала ему, что люблю его – зря говорят, что животные ничего не понимают – у него в самом прямом смысле отлегло. Благодарю тебя, пёса, за этот урок и возможность стать лучше, подумав над темой и проработав ответ еще раз!
  4. Свадхьяя, или самообразование, самонаблюдение, изучение себя, т.е. самопознание. И это, наверное, как раз то, с чего у многих и начинается путь Развития – с желания познать себя, свои возможности, свое предназначение. Какой бы великий не был наш учитель, он никогда не сможет за нас проделать эту работу. Это то, чем должен, на мой взгляд, заниматься всю свою жизнь, до последнего дня каждый. Важно так же внимательно следить за своим «меню» из литературы – мантры, духовно развивающая литература, способная обогатить наш внутренний мир будут весьма кстати.
  5. Ишвара – Пранидхана, или преданность (служение) Высшей Силе, Высшему Богу. Это посвящение плодов своего труда Богу или Высшему Разуму, Свету, а это значит, что плохим, недостойным поступкам в нас не место. И через эту Нияму человек сможет познать свою божественную природу. Поэтому мантра ОМ имеет, как мне кажется, такое значение – ведь именно с этой мантрой мы оживляем божественное в пространстве вокруг себя, в себе. И можно даже быть атеистом и не верить ни в Иисуса, ни в Аллаха, ни в Кришну – но всегда важно верить в себя, в лучшее в себе – оно ли не есть божественное в самом широком смысле?

Таким образом, разобрав, что же есть Яма, Нияма, Совесть и ее законы, мы видим, что мир философии йоги – это отличный инструмент в том числе для современного человека, для человека, искренне желающего жить в гармонии и в лучшем варианте себя, в ладу с миром и

Вселенной, не борясь с ней, а находясь тандеме и во взаимодействии, слышать и непременно быть услышанным, быть любимым и оберегаемым так же, как мы бережем этот мир вокруг себя, как бережем свое дитя. Йога- сутры от Патанджали, который систематизировал все вышеобозначенное, что человечество с давних времен копило как свод правил для Человека – простой и понятный инструмент, доступный пониманию и не противоречащий ни религиям, ни сути человека, ни самой Природе. И жить по законам Совести – это и есть все, что умещается в понятия Ямы и Ниямы – остается только брать и делать, собственным примером заражая тех, кто

рядом. Изо дня в день. Без выходных и перерывов.